Опубликовано
13.10.2018

Аятская земская школа

Дополнения к статистическим таблицам по училищам Екатеринбургского уезда за 1885/6 и 1886/7 учебные годы. — Екатеринбург: Типография П. Я. Сапожникова, 1887. С. 2–4.

2. Аятское

До открытия земской школы население обучалось у местных грамотеев и диакона, который кроме чтения учил и пению. В 1870 году на запрос Земства, предложенный всем сельским обществам, желают ли они иметь училища, Аятское общество одно из первых ответило утвердительно и, кроме того, вызвалось дать для училища с своей стороны помещение, отопление и сторожа. На таких условиях и была открыта школа в с. Аятском и помещена в церковном здании, которое занимается училищем и до настоящего времени. За время существования школы сменилось 3 учителя.

В настоящее время население к школе и учителю относится хорошо; ее можно считать упроченной. К школе располагает бесплатность обучения, выдача окончившим курс свидетельств на льготу по отбыванию воинской повинности и более быстрый и легкий, сравнительно с прежним, способ обучения. Жители охотно отдают своих детей в училище, так что каждый год приходится многим отказывать в приеме по тесноте помещения. С покупкой письменных принадлежностей мирятся охотно, но выражают недовольство, если приходится покупать книги.

Годовое содержания училища обходится до 633 руб. В течение прошлого учебного года Земство израсходовало на жалованье преподавателям 522 руб., на учебные пособия и классные принадлежности до 50 руб. Обществом же израсходовано на отопление 8 руб. 80 коп., на наем сторожа и поддержание чистоты 22 руб. 20 коп. В расходах на училище участвуют крестьяне Аятского и Пьянковского сельских обществ, платя по 16 коп. с души. Сбором и расходом этих денег заведует церковный староста, который большую часть собранной суммы, несмотря на нужды училища, употребляет на церковь.

Посещается училище учащимися из деревни Корелы, находящейся в 4 верст., и с. Аятского, имеющих до 465 дворов. В учебное время все учащиеся, кроме 3-х живущих на квартирах, уходят ночевать домой. Жители названных селений занимаются главным образом земледелием и золотыми промыслами и нередко отвлекают своих детей от учебных занятий в октябре – на домашние работы по уборке хлеба, в марте – на золотые промыслы.

Училищное здание расположено на высоком, открытом месте, среди селения, в углу церковной ограды. Земли при училище нет. Здание каменное, одноэтажное, крыто железом, неудобное и по количеству учащихся – тесное. Помещение состоит из 3-х комнат, занятых классами. Первая из комнат, за неимением сеней, вместе с тем служит прихожей и раздевальной, почему зимой от входа и выхода учащихся на улицу, сильно охлаждается, а весной и осенью – грязнится. Вторая, средняя комната, страдает в световом отношении от неправильного расположения окон, так что около ¼ части комнаты остается темной. Только 3-я комната может считаться более удобной. Стены и потолки выбелены, полы не окрашены, щелеваты и моются раза 3 в год. Окна с двойными рамами, но зимние никогда не выставляются, почему стекла запылились, а между рамами накопилось множество грязи и паутины. Отапливается здание 2 утермарковскими печами, обитыми железом. Но так как холод проникает отовсюду: сквозь щели пола, двери, разбитые и долго не вставляемые стекла, то нередко в классах в зимнее время бывает так холодно, что приходится прекращать занятия. Хотя в двух комнатах и есть по форточке, но они с испорченными шарнирами, заколочены. Воздух не освежается, почему от духоты и спертости его у детей после двух часовых уроков разбаливаются головы. Ретирад находится от школы в 15 аршинах, не имеет ящика, полуразрушен и никогда не чистится. При училище есть сторож, но в силу неаккуратной выдачи ему жалованья от сельского общества, относится к своим обязанностям небрежно, почему все помещение содержится грязно. Вообще, помещение требует ремонтировки: необходимо приделать сени или прихожую, проделать окно в средней комнате, поправить форточки, полы и ретирад. Церковный староста, на обязанности которого лежит расходование школьными суммами, не только не ремонтирует, но даже запрещает и бесплатные поправки, говоря: «скорее школе откажут от помещения, чем дадут сделать какие-либо изменения в церковном здании».

Во время занятий в школе дети пьют чистую речную воду, содержимую в ведре; во время перемен едят хлеб; завтракают и обедают дома. За лень и шалости оставляются без обеда на 1 или 2 часа под наблюдением учителя. В течение года подверглось наказанию не более ⅒ части всех учащихся.

Учебных пособий достаточно. Парты приспособлены к росту учеников. К 1-му сентября 1887 г. состоит: книг и учебных пособий на 314 р. 6 к., классных принадлежностей на 30 р. 60 к., мебели и другого имущества на 72 р. 40 к., всего на 417 р. 6 к. Библиотека для внеклассного чтения бедна: имеется 14 назв. в 96 томов книг духовно-нравств. содержания и 65 назв. в 200 том. разного содержания. Окончившие курс, а также многие из грамотных приходят в школу, прося книжек для чтения, но по неимению подходящих по содержанию для них книг, приходится отказывать. Но не в далеком расстоянии от Аятского села находятся 3 земские библиотеки, из которых желающие могли бы получать книги для чтения, а именно: в Невьянске, находящемся в 33 вер., в Конево-Аятском – в 8 вер., в Черемисском – в 12 вер.

Попечителей два: первый избранный обществом местный крестьянин А. М. Катаев, с 1884 года, второй – смотритель золотых приисков П. П. Баснин, с 1887 года. — Законоучитель, местный священник И. А. Павлинов, с 1878 г. — Учитель, окончивший курс в Екатеринб. духовн. учил., имеющий свидет. на зван. учит. от Педагог. Совета Верхотурского уездного училища, А. И. Анциферов, преподаванием занимается с 1882 г., в настоящем училище служит с 1884 г. — Помощница, получившая образование в Кунгурском монастырском епарх. училище, имеющая свидет. на зван. учит. от Пермской мужск. гимн. А. Гр. Кривошеина, занимается преподаванием с 1885 г.