Опубликовано
19.12.2015

Дело по челобитной аятского крестьянина Михаила Парфенова о насильном удержании его племянника Евтихия Тимофеева в Невьянском монастыре (19–20.06.1693)

РГАДА. Ф. 1111. Оп. 1. Д. 131/2. Лл. 253, 255, 261–262.
Набор текста: А. Г. Ушенин.

В луковой росписи 1694 года Михаил Парфенов показан живущим в самой слободе. В 1695/96 году Евтихий Тимофеев отделился от дяди и поселился в деревне Коневой, где он показан в списке 1703 года. В отдаточной книге 1704 года впервые упоминается его фамилия – Палкин.

1693 г. июня 19. – Челобитная Михаила Парфенова

Подлинник.

(л. 255) Великим государем, царем и великим князем Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю, всеа Великия и Маля и Белыя Росии самодержцем, бьет челом сирота ваш Верхотурского уезду Аятцкие слободы оброшной крестьянин Мишка Парфенов.

Плачю я, сирота ваш, на Верхотурье в вашу великих государей казну денежной оброк многие годы, а детишек у меня нет, и держал я, сирота ваш, у себя племянника своего родного Евтюшку Тимофеева, а взял я, сирота ваш, того своего племянника мала и поил и кормил до возрасту вместо сына.

И в прошлом, государи, во 1690/91-м году тот мой племянник Евтюшка сжился тое ж Аятцкой слободы с крестьянскою девкою и прижил у нея робенка, и Невья<н>ского Спаского манастыря архима<нд>рит Тихон взял того моего племянника и з девкою к себе в манастырь, и тое девку за племянника моего выдал, и держит и доныне у себя в манастыре в работниках, и от себя из манастыря ево не отпускают.

А я, сирота ваш, ныне стал быть стар и увечен, и платить вашего великих государей оброку и с мирскими людьми тягол тянуть невмочь.

Милосердные великие государи, цари и великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцы, пожалуйте меня, сироту своего, велите, великие государи, того моего племянника из манастыря взять и тот оброк мой жеребей велите государи платить племяннику моему. Великие государи, смилуйтесь.

(л. 255 об.) (Помета:) 1693-го июня в 19 де(нь). Послать память к приказшику, велеть тово оброчного крестьянина из манастыря взять и велеть ему жить на тяглом жеребью з дядей ево. А манастырского стряпчего, хто у них за делом ходит, за поруками выслать на Верхотурье, по какому он указу оброчного крестьянина в манастыре насильно держит.

1693 г. июня 20. – Память приказчику Невьянской слободы Зиновию Алексееву

Черновик.

(л. 253) Лета 1693-го маия июня в 20 де(нь). По указу великих государей, царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев, память в Невьянской Богоявленской манастырь архимандриту Тихону (л. 253 об.) + на Невью крестьянскому старосте Зеновку Алексееву.

(л. 253) В нынешнем в 1693-м году маия июня в 19 де(нь) бил челом великим государем, а на Верхотурье в приказной полате думному дворянину и воеводе Ивану Алексеевичю Цыклеру да с приписью подьячему Кузме Бобоедову подал челобитную аятцкой оброчной крестьянин Мишка Парфенов, а в челобитной ево написано: платил (л. 261) де он Мишка в казну великих государей денежной оброк по вся годы с племянником своим с Евтюшкою Тимофеевым по вся годы. И в прошлом де во 1690/91-м году того ево племянника Мишки взял ты к себе в в Невьянской манастырь архимандрит Тихон, для того что де он зжился с крестьянскою ж дочерью девкою и прижил с нею робенка, и на ней женился, и ты де и того де ево племянника на той девке и женил и держишьт у себя в манастыре и по се время в работниках, а из манастыря не отпускаешьт.

И он де Мишка ныне стал стар и увечен, и великих государей денежного оброку и с мирскими людьми всяких зделей и поделок делать не может, и великие государи пожаловали б ево Мишку, велели того племянника ево Евтюшку из манастыря взять и денежной оброк ево Мишкин жере[бей ...]

(л. 261 об.) + И как к тебя ся память придет, и ты б того оброчного крестьянина Евтюшку Тимофеева и з женою из манастыря взял и велел ему жить на тяглом [жеребью з дядею ...]

(л. 262) оброк ево Мишкин жеребей платить племяннику ево для того, что он ево споил и скормил.

И как к тебе ся память придет, и ты б того оброчного крестьянина + Евтюшку Тимофеева и з женою из манастыря взял и велел ему жить на тяглом жеребью з дядею ево Мишкою, а манастырского стряпчего, хто у них за делами ходит, или за поруками выслал на Верхотурье, по какому указу он оброчного крестьянина в манастыре насильно держит.

(л. 262 об.) + Мишки Парфеньева племяннику ево Евтюшке Тимофееву велел веле из манастыря вон вытить и з женою и з детми и жить по прежнему з дядею своим на прежнем жеребью, а манастырского стряпчего, хто за дел ходит, или доброго крестьянина взяв, з беломесными казаки прислать не замешкав.

Справил Ивашко Пермяков.