11.06.2015
Павел Горский. Этнографические сведения о селе Черемисском Екатеринбургского уезда (1848)
Материал предоставлен Архивом Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество». Его использование допускается только с разрешения архива.
Архив РГО. Разряд 29. Оп. 1. Д. 15. Подлинник.
Набор текста: А. Г. Ушенин.
(л. 1) Русскому Географическому Обществу
Пермской губернии Екатеринбургского уезда
Черемисского села священника Павла Горского
Начальству моему угодно было с препровождением ко мне двух N.N. руководства для собрания статистических и других сведений, нужным для Географического Общества, возложить на меня произвести наблюдение и собрать сведения о том крае, в котором я нахожусь и результаты таковых наблюдений и сведений представить на благоусмотрение сего Общества.
В следствие этого имею честь представить Обществу посильный труд мой и с тем вместе считаю долгом пояснить, что в некоторых статьях краткого наставления (л. 1 об.) о собирании сведений, могущих служить к определению климата, оставлены пробелы частию потому, что время удобное для наблюдений я должен был посвящать занятиям по своей обязанности, частию потому, что многие предметы, может быть и существующие в Черемисском крае, не известны под теми названиями, какие означены в кратком наставлении. О некоторых предметах сведения собраны со слов других.
Священник Павел Горский.
17 декабря 1848 года.
(л. 1 вверху слева) № 119. 10 февраля 1849.
(л. 2) Село Черемиское, в котором ныне живут государственные крестьяне, получило название от черемис, живших в сем месте около 1670 года. По выдворению их за беспокойства, причиняемые своим соседям, вскоре здесь первоначально на ключе, называемом Макаровом, поселились семейства три из выходцев казанских, от которых и происходит все нынешнее поколение.
Жители описываемого места по наружности не имеют особенного достопримечательного отличия. Их рост, как мужчин, так и женщин, средний, части тела, по видимому, пропорциональны, лоб хотя несколько выпуклый, но правильный – не большой; нос, рот и подбородок обыкновенные, щеки и грудь ровные, волосы преимущественно русые, глаза голубые и серые. Подвергаются иногда болезням – простудным горячке и лихорадке. По телосложению крепки, к трудам им свойственным способны, в которых упражняются без лености и вялости.
Уклонение их языка от грамматических правил состоит:
1-е. В изменении гласных и согласных литер.
а превращается в е и о. Однежды однажды, чесы часы, онбар анбар, Олексий Алексей, Олександр Александр, Овдий Авдий, полата палата, товарищ таварищ и в проч.
е в и. Вмисте вместе, витер ветер, вись весть, известие, дилить делить, вию вею, тибе тебе, сивер север, мирять мерять, звирь зверь, линь лень и в проч.
я в е. Егненок ягненок, едро ядро, ечмень ячмень, опеть опять, пособлеть пособлять, явлеть являть, крывлеть кривлять, тереть терять и в проч.
я в а. Кажетса кажется, катитса катится, спитса спится, гленётса глянется, мечетса мечется и в проч.
е в о. Вашо ваше, чово? чево что? топерь топеричи топеря вместо теперь.
(л. 2 об.) г в к. Виск визг, вдрук вдруг, моск мозг, друк друг, мик миг, кник нок, книг ног род. пад. множ. числа и в проч.
г в в. Восударь Государь, вербовой лис гербовой лист, ково кого, ево его, блавословение благословение, блавородие благородие.
и в ь. Понятье, поминанье, поведенье, молоченье и в проч.
с, ск в ш, сш. Спушшать спускать, пужашша пугаешся, не оберёшша не оберешся, не уберёшша не уберешся, уберегёшша убережешся, учишша учишся, пальмисшо пальмище и в проч.
щ в ш. Ишшо еще, работяшшой работящий.
2. В прибавлении литтер в словах не нужных.
Обвет обет обещание, обвязанность обязаность, смысел смысл, умысел умысл, промент промен, богатество богатство, блавословленье благословение, куплею куплю.
3. В упущении некоторых литтер нужных.
Божесво божество, убожесво убожество, вись весть известие, влась власть, талан талант, лис лист, шесь шесть, пос пост, чесь часть, тоже и честь; в глаголах: слышь слышишь, знашь знаешь, понимашь понимаешь, послушам послушаем, спотеть вспотеть, спухнуть вспухнуть, стаю встаю, спенитса вспенится; также добру , богату , лишну , обшу – добрую, богатую, лишную, общую.
4. В употреблении дательного падежа множ. числа вместо творительного, а некоторыми иногда наоборот вместо дательного, при предлоге по, падежа творительного.
Делаю рукам руками, хожу босым ногам босыми ногами, по улицами по улицам, по полями по полям, по городами по городам, по гумнами по гумнам.
5. В сокращении в уравнительной степени окончательного слога -ее на -я или -е.
Скоря̀ скорѐ скорее, мудря̀ мудрѐ мудрее, умня̀ умнѐ умнее, красня̀ краснѐ краснее, беля̀ белѐ белее, раня̀ ранѐ ранее и в проч.
(л. 3) 6. В употреблении в превосходных степенях вместо слога -ейший или -айший слогов -анной, -янной, -оной, и вместо слов весьма и очень – шибко, стрась, страшно, восудари батюшки, восудари свят.
Высокий высокянной, долгий долгянной, страшный страшонной, светлый светлянной, вместо высочайший, должайший, страшнейший, светлейший. Это сукно шибко плотно, вместо весьма плотно; эти дрова стрась сухи, вместо очень сухи; лес этот восудари батюшки высок; лен уродился восудари свет какой хороший.
7. В неуместных приговорках.
Э-куда ты пошол, куда-твонодки пошол, куда-твонося задевал, гдека! еде-тося, надо-ка, надо-ся, тамо-ка, тамо-ся, чево-тося, чевотось, тот-твоноди, та-твоноди, то-твоноди; э-тот-твонося, э-та-твонося, э-то-твонося. Как зовут волостного писаря, Иван ли как ли. Алексей я до твоей милости – вот так и так: я ныне обнужнял, дай батюшко на ссуду денег, приставь голову к плечам и в проч.
Сюда же можно отнести следующие особенные слова, которые здесь употребляются:
В первом столбце буквы и ударения как в рукописи (за исключением твердого знака на конце слов).
айда и айдате | пойдем, идите |
арава | вообще большое число, наприм. большое семейство |
артачиться, -чусь | гл. противиться, не соглашаться |
баско | красиво |
баско на дворѣ | этим выражается приятная погода |
балякать | говорить не нужное |
бассинькой | красивый |
басину̀ найти | найти что-нибудь хорошее |
безугомонь | в виде нареч. непрестанно |
безперечь | |
боткнуть | пасть откуда, тоже кого ударить |
бусит дождь | идет мелкий дождь |
бусенец | мелкий дождь |
(л. 3 об.) веденьїо̀ | праздник введения во храм Б. Матери |
вїо́шна | сев хлеба весной |
вы́галить | выиграть что-нибудь |
вы́галиться | сделать что-нибудь если не с выгодой, по крайней мере без убытка себе, наприм. продать перекупной хлеб без убытка |
важной человѣк | человек добросердечный, говорливый, угостительный |
га́довать, -дую | глаг. пренебрегать чем-нибудь, тоже – блевать |
говорить без кривуль | говорить правду |
городить околёсну | говорить небылицу |
го́голь | молодец |
грептовать | заботиться |
грепту̀ нажить | быть озабоченным |
грепта̀ | забота |
гульной | сын незаконнорожденный |
гулїовой | волокита |
докумiю | глаг. разумею, понимаю |
доспеть | сделать |
домовище | гроб |
дивно | много |
диковина | дело любопытное, чудо |
ербезить | шалить |
естешной | человек зажиточный |
железа | кандалы |
жить в ѣстѣ и у ѣста | жить в довольстве, богато |
зе́рнетко | хлеб в зерне, немолотый |
зельё | лекарство |
зги не видно | ничего не видно за темнотой |
заедаться | заводить ссору |
задирать | 1-й кто подает случай к ссоре |
задериха | |
зачасты̀, тоже и вчастову | часто |
зачичеревѣть | затвердеть, зачерстветь |
загнуть коклюшку | обмануть, иногда сделать намек, выражающий подозрение в чем-нибудь, или угрозу |
(л. 4) изочесво | отечество |
ись | есть |
изоправды | точно так, истинно |
кана́ться | о чем-либо хлопотать, что-нибудь докучать |
кить | падающий снег, кить несет, или снег надувает погодой |
коты | обувь без голенища с красными опушнями |
лони́сь | прошедшего года |
литнинка, зимнинка | шерсть с овец, стриженная по лету, или зимой |
лопоти́нка | всякая одежда |
лопоть | |
луди́к | почва земли серая |
морево̀ | сгущенная атмосфера |
маланья̀ | молния |
муто́вка | водяная мельница, в которой производится действие не колесами, а крыльями |
мудро̀ дѣло жить | надобно жить осторожно |
мудро̀ дѣло говорить | говорить с кем бы то ни было надобно осторожно |
нарываться | иметь намерение что-нибудь делать |
не́то, не́то | едва, едва,наприм. сговорить, убедить кого |
не́тука | нет |
надодкабы | надобно бы |
навостриться | все эти глаголы выражают: хорошо чему-нибудь научиться |
наблошниться | |
натореть | |
набить руку | |
на себя выдрать | что-нибудь на себя насказать, себя изобличить |
невдя́ку | по необходимости, поневоле |
на ту же лачу | на тот же манир, образец |
опомня́ся | в виде нареч. не в давнее время |
око́лды | |
околдась | |
огнёва | болезнь горячка |
откаль | откуда |
опѣшать | изумиться, испугаться |
(л. 4 об.) отвисьё | весть, ответ |
облапошить | обмануть |
отменито | различно, разно |
обмывать зубы | смеяться |
оксти́сь | окрестись, перекрестись |
обшитаю | считаю, думаю по-своему |
оту́товѣть | поправиться достатком |
обаюн | ласково говорящий |
отру́шать | отрезать ломоть хлеба |
ока́зево | дело удивления достойное |
па́дера | ненастная погода |
потерпѣть ри́гу | перенести на себе мучение, болезнь |
поголчить | поговорить о чем-либо от безделья |
польга | польза |
проидоха, сквозник, точка | этими словами означается человек сметливый, опытный |
пережевывать слова | переговаривать попусту |
прошатель, хожатель | проситель, ходатай |
промахнуться | обмануться |
перстянки | перчатки |
пессяный | песчаный |
проклаждаться | прохлаждаться |
помлю | помню |
пригоношка | прибаутка |
пона́че | получше |
пажить | имение, пожитки |
пошухало | попортило что-нибудь наприм. хлеб инеем, или градом |
подскор | подкладка под платьем |
пустоплесье | место никем не обитаемое, незаселенное |
пого́нчик | лошадь, не отстающая от других лошадей в извозе |
порошица | мелкий снег |
порошить | идет снежок |
разнюхать дѣло | разузнать дело |
рысь навести | напугать кого |
скус, скусный | вкус, вкусный |
склока | забота |
склоку нажи́ть | нажить заботу |
(л. 5) садовки | корни моркови, свеклы, редьки, капусты, которые весной садят в землю – для семян |
самоварник | самовар |
самоварник пить | пить чай |
скоропалительной | вспыльчивый |
спозаранку | заблаговременно |
суды̀ | сюда |
суворой | имеющий суровый вид |
свало́к | шишка на теле, или на лесе |
сшолыванить | шутить, насмехаться |
ставальна пора | время, в которое стают поутру |
сутунок | отрубок от дерева |
сушь | жаркое время |
су́глинок | земля глинистая с тонким черноземным слоем |
суя́гна – овца | этими названиями означается беременность сих животных |
су́пороса – свинья | |
су́бережа – кобылица | |
скобычковатой | заносчивый, вздорный, неспокойный человек |
сугонять | бранить кого, делать выговор |
справной | богатый |
самонужное время | недосужное время |
счаски тибѣ | счастье тебе |
сымя̀ | с ними |
тодильной | самый ловкий, аккуратный, вещь тодильная аккуратно сделанная |
тупица | человек не смысленный, не понимающий чего |
тысеца | тысяча |
терпёл | терпелив |
точить балясы | попусту проводить время в разговорах |
трусшоба | мелкий густой лес |
у́трося, у́трось | поутру |
у тѐ | у тебя |
хоть | хотя |
хошь | |
(л. 5 об.) хлїо́ско | весьма, очень, скоро, наприм. хлїоско ехать |
шляться | ходить без дела, напрасно |
штошто? | что за надобность? |
штохоти? | |
штохось? | |
ѣ́сва | яства, кушанье |
ѣсвов | род. пад. множ. яств |
ѣдобный хлѣб | съестной |
Домашний быт.
Всякий хозяин по обыкновению желает предпочительно иметь так называемую связку, то есть две избы – переднюю и заднюю, или вместо задней клеть, а если нет достатка, так, по крайней мере, в сенях чулан бревенчатый или дощатый; подле связки задний двор с малой избой и одним, или двумя хлевами для мелкого скота; все это – покрывается драньем, у некоторых тесом. Внешняя обстановка дому не у всех одинакова. В линию с домом – с передней, т.е. науличной его стороны, все почти ставят ворота и далее – анбар; с ним рядом на ограду – завозню и погреб; а все другое – как то: конюшни, бани и проч. – ставится, или городится большей частью по усмотрению хозяина, как лучше и удобнее, чтоб было все под рукой; поэтому все стараются на задней стороне дома иметь пригоны и гумно. Крестьяне достаточные, если позволяет место, городятся шире.
Внутреннее убранство во всех домах одинаково просто: передний угол занимается божницей, вроде полочки, на которой становятся св. иконы медные и деревянные, большей частью суздальского (л. 6) мастерства; деревянный большой стол, у некоторых крашеный, с выдвижным ящиком, предназначаемым для хранения хлеба, столовых ножей, солонки перечницы, употребляемых за обедом и ужином. Кругом стен веерху полки, внизу лавки; к задней стене над дверями устраиваются палати, в соседстве коих имеется печь вообще русская, битая из глины, но с дымовой трубой из кирпича; возле печи делается прилавок, или шкаф для хранения домашней употребляемой при столе посуды глиняной и деревянной как наприм. чашек, ложек; от печи к передней стороне имеются также полки, обыкновенно называемые грядками.
Особенного какого-либо убранства как то: картин, зеркал и тому под. нет; кроме изредка встречающихся на стенах картинок суздальской работы, тисненых на серой бумаге; но по случаю какого-либо праздника или особенного обстоятельства в семейном быту как наприм. свадьбы, во всех простенках между окнами развешиваются узорчатые полотенца.
Платье будничное – мужское: белье пестрядное, шерстяной пояс, бахилы (вроде больших сапогов), чекмень из своедельного черного сукна, пониток, или армяк, шляпа поярковая, а большьей частью валеная из белой шерсти; а зимой нагольный овчинный тулуп и шапка. Женское – верхница синяя, называемая дубасом (вроде сарафана), холщовая рубаха с пестрядными рукавами, ситцевый на голове платок, шерстяной пояс или, как называют, покромка; у молодых башмаки, у пожилых коты, или обутки с опушкой из толстого красного сукна.
Прадничное – мужское в летнее время: рубашка ситцевая, или кумашная – красная, или белая ленная большей частью без воротника с одной небольшой оторочкой около шеи шелковым шнурком с разрезом у правого плеча на груди, пристегнутым или маленькой медной пуговкой, или схватцом; сапоги с каблуками, подбитыми железными скобами; шелковый пояс; суконный, или нанковый халат, (л. 6 об.) а зимой суконные или нанковые тулупы, шапки, опушенные крымкой с плисовой тульей – а изредка и картузы.
Женское – шелковый красный сарафан с проймами, обшитыми позументом, рубаха с гарнитуровыми рукавами преимущественно желтого цвета, шелковый передник, а при нанковом сарафане ситцевый, вместо пояса шелковая лента, шелковый красный на голове платок с повязанными на заде концами; девицы при том украшают косу широкими длинными лентами разных цветов и узоров; к убранству принадлежат серьги, зимой шуба, крытая какой-либо материей, или нанкой.
Пища. В пищу вообще употребляются местные продукты, как то: крупа, горох и прочие огородные овощи, также говядина, баранина. Особенных же каких-нибудь кушаньев, которые бы составляли между здешними жителями какое-нибудь любимое лакомство, не существует.
Занятия. Занятия здешних жителей составляют: хлебопашество, скотоводство, ограничивающееся домашними надобностями, переторжка хлебом, жжение угля в свободное от сельских работ время для поставки на заводы и работа на частных золотых промыслах.
Способности и нравственность. Жители села Черемисского смышленые, добродушные, веселые, разговорчивые, гостеприимные, к церкви усердные. Грамотных между жителями весьма немного; но ныне здесь учреждено сельское училище, в которое жители детей своих отдают с охотою.
Народные предания. Что касается до народных преданий и памятников, то особенно каких-либо замечательных из них нет. Хотя невдалеке от села и видны два-три кургана, о которых предание говорит, что будто бы тут прошлые обитатели черемисы хоронили своих родичей и что даже (л. 7) часть из них, теснимые какими-то бедственными обстоятельствами, зарылись тут живые; но предание это никакими достоверными сведениями не подтверждается.