Опубликовано
06.10.2019

В. Бенедиктов. Торжество освящения нового храма в селе Коневском, 3-го округа, Екатеринбургского уезда, во имя св. Великомученика Георгия, 18 августа 1899 года

Екатеринбургские епархиальные ведомости. Екатеринбург: Типография Ф. К. Хомутова. 1 октября 1899 г. № 19. Неофициальный отдел. С. 509–515.
Набор текста: А. Г. Ушенин.

Маловместительность и ветхость деревянного Георгиевского храма, что в селе Коневском, побудили прихожан сего храма построить новый, каменный, более обширный храм, во имя того же святого. В 1881 году они положили начало сему благому делу, собравши между собою в один день до 800 руб. В 1883 г. в августе месяце, по благословенной грамоте Преосвященного Нафанаила, Епископа Екатеринбургского и Ирбитского, уже совершено было заложение трехпрестольного каменного храма, по плану архитектора г. Фальковского, вместимостью на 1000 человек. Благодаря щедрым жертвам некоторых более состоятельных прихожан и вообще дружной помощи всего населения прихода, дело построения храма на первых порах шло успешно, но к концу — собранные средства истощились, а новые притекали скудно, вследствие упадка заработков на местных золотых приисках и неурожаев 1890–1892 г.г., а потому постройка затянулась на 15 лет, и лишь в 1897 году она была закончена вчерне. В 1898 году внутри церковь была отштукатурена, настланы полы, сложены печи и вставлены рамы в окна. На устройство иконостасов и приобретение церковной утвари не осталось никаких средств, напротив за обществом состояло по постройке долгу до 700 руб.

Вследствие сего, в мае месяце сего 1899 года, было возбуждено ходатайство пред Его Преосвященством, Преосвященнейшим Христофором, о перенесении из старого ветхого храма иконостаса и всей церковной утвари в новый, каковое ходатайство и было уважено Его Преосвященством. Указ о разрешении перенесения иконостаса последовал 17 июня 1899 года.

С какой радостью встретили прихожане известие о милостивой резолюции Его Преосвященства! Старики и старушки, не чаявшие уже дожить до освящения нового храма, теперь осенив себя крестным знамением, прославили Бога: «Может быть де Господь сподобит и нас помолиться в новом Божием Доме».

Перенесение иконостаса, постановка его и поновление было окончено в 1½ месяца, и 18 августа, по благословенно Его Преосвященства, Преосвященнейшего Христофора, о. благочинным 3-го Екатеринбургского округа, священником Иоанном Карамышевым, совершено освящение новосозданного во имя Великомученика Георгия храма.

Торжество освящения началось накануне, 17 августа, в 6 часов вечера, крестным ходом из нового храма в старый за святым антиминсом, который, по перенесении в новый храм, был возложен на аналогии пред местною иконою Спасителя, после чего началось всенощное бдение, которое совершал местный священник Вячеслав Бенедиктов с диаконом Невьянской Преображенской церкви Алексием Бельтюковым, при пении Невьянского хора певчих. Лития и полиелей совершены были соборне о. благочинным, священником Иоанном Карамышевым, в сослужении священников из окрестных церквей: о. Петра Лодыжникова, о. Григория Перова, о. Павла Жданова, местного священника и диаконов: Николая Бенедиктова, Алексия Бельтюкова и Владимира Золотавина. Богослужение совершалось торжественно и закончилось в 10-ть часов вечера. Молящихся, к сожалению, было немного. По случаю страды все до вечера работали в поле и потому весьма многие не могли явиться в церковь. Но в самый день освящения храма, еще до звона «на собор», который начался в 8 часов утра, народ начал толпами собираться в храм. Со всех сторон, из окрестных сел и деревень, и пешие, и конные вереницами стали прибывать в село с раннего утра. К 9-ти часам обширный храм наполнился народом, и началось водоосвящение, которое совершал о. благочинный с вышепоименованными священниками и диаконами и вновь прибывшим из Невьянского завода священником о. Николаем Словцовым, а затем совершилось по чину и самое освящение храма.

После освящения, окончившегося около 11-ти часов, началась божественная литургия, которая совершена о. благочинным со всеми участвовавшими в освящении храма священнослужащими, при очень стройном пении хора Невьянских певчих, под управлением регента Алек. Агаф. Ломковского. Богослужение было торжественно-умилительное, какого наши и окрестные прихожане едва ли еще когда видели и слышали. За литургиею, после заамвонной молитвы, местным священником произнесено слово (помещается ниже), обращенное к прихожанам новосозданного храма о том, как они должны благодарить Бога за милость Его явленную в создании нового храма. После литургии было совершено молебствие св. Великомученику Георгию, св. мученикам Флору и Лавру, в честь которых построен правый придел в храме, и св. Великомученице Параскеве, во имя которой построен левый придел. Молебен закончен провозглашением многолетий: ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ и всему Царствующему Дому, Святейшему Правительствующему Синоду и Преосвященному Христофору с Богохранимою паствою, храмоздателям, благотворителям и всем прихожанам св. храма, после чего все молящиеся приняты были ко св. Кресту и окроплены освященною водою. По заведенному издавна обычаю, потом отслужен был на церковной площади молебен празднуемым в этот день св. мученикам Флору и Лавру и окроплены освященною водою лошади, приведенные на сей раз в весьма большом количестве.

Празднество закончилось общей трапезой, предложенной в училищном здании всему духовенству, певчим и прочим почетным лицам, присутствовавшим на освящении храма. По окончании обеда и молитвы, провозглашены многолетия: ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ и всему Царствующему Дому, Святейшему Правительствующему Синоду, Преосвященнейшему Христофору и местному священнику, при чем всеми присутствующими пропето много раз: «многая лета». Пред вечернею все духовенство собралось на могиле умершего 7 февраля сего 1899 года священника о. Иоанна Луканина и почтило его, как главного инициатора построения нового храма и служителя, пением по нем заупокойной литии и вечной памяти.

Поучение к прихожанам, по случаю освящения нового храма

Вот вы, православные прихожане, и дождались торжества освящения нового храма Божия! Немалое время вы ожидали этого праздника. Прошло более 15 лет, как храм сей был начат постройкою на собственный ваш счет и, по мере того, как собирались и скоплялись ваши денежные средства, медленно подвигалось дело созидания храма, зато теперь вы можете от всего сердца порадоваться окончанию святого дела. Радуемся вместе с вами и мы и приветствуем вас от души с нынешним торжественным праздником!

Благодарите прежде всего Господа за милость Его, явленную вам в создании храма сего, ибо «аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии», (говорить псалмопевец Давид) т. е. — если бы не Господь помогал нам во всем, то напрасно бы мы трудились. Чем же и как вы станете благодарить Бога? Если одними словами, то это будет недостаточно.

Искренно благодарен и признателен тот, кто делом обнаруживает чувства своей благодарности к благодетелям. Какими же делами вы должны выказывать свою благодарность к Богу за его милость, явленную Вам в устроении и освящении сего нового храма Божия? Прежде всего — молитвою к Богу в храме сем. Господь Иисус Христос сказал о храме: «дом Мой дом молитвы наречется». Посему удвойте и утройте свою молитву в новом храме, не оправдываясь никакими причинами, а особенно такими, какие нам часто приходится слышать: «мы де люди недостаточные, — у нас не в чем», или «у нас много по домашности разных дел» и т. под. Не упускайте праздничных церковных богослужений ни под какими предлогами. Бойтесь гнева Божия за нарушение заповеди Его о воскресном и праздничном дне: «Помни день субботний (праздничный), еже святити его; шесть дней делай и сотвори в них вся дела твоя, день же седьмой суббота Господу Богу твоему». Всегда помните, что усердная молитва к Богу благоплодна, а за небрежение о хождении в храм Божий, когда зовет туда церковный колокол, рано или поздно взыщет Бог.

И какой будет стыд вам, когда храм сей в воскресные и праздничные дни будет пуст или мало наполнен, а вы будете без нужды оставаться дома, или уйдете на обычные свои работы и занятия! Какой будет стыд тем, кои, хотя и приходят в храм, но ленятся стоять в нем, слушать богослужение и молиться, а расхаживают вокруг храма, или сидят около него, занимаясь пустословием! Они оправдывались до сего времени тем, что в храме де очень тесно и душно; но что они скажут в свое оправдание теперь, когда храм сей даже слишком просторен и воздуха в нем так много?! Да не будет сего более с вами, православные прихожане! От всего сердца желаем вам, чтобы устройством нового храма обновилось и ваше усердие к исполнению православно-христианских обязанностей к Богу и храму Его.

Дайте обещание быть всегда исправными в посещении храма Божия. В храме молитесь от всей души, внимательно и благоговейно, отнюдь не позволяя себе выходить из храма до окончания богослужения, разве только по крайней нужде. Пусть будет для всех примером царь Давид, душа которого начинала радостно трепетать, когда наступало время идти в храм Божий. Ежегодно приходите в храм сей в Великий пост для говения, исповеди и св. причастия, соделываясь, таким образом сами храмами или сосудами Тела и Крови Христовых, — а не через год, два, три и даже более, как это многие из вас делали до сего времени.

Далее, благодарность свою к Богу, по случаю построения и освящения сего нового храма Божия, вы должны выказывать еще и другими делами благочестия, например: благотворительностью вообще, пожертвованиями от трудов своих на церковные потребности, на окончательное благоустройство и украшение храма сего. Высокое значение и важность храма Божия требует, чтобы и внешнее благолепие его соответствовало этому значению и важности.

Хотя Бог, Творец всего, Царь и Владыка всей вселенной, и не нуждается во внешнем благолепии и роскоши; но мы-то сами нуждаемся в сем, как в открытом свидетельстве нашей благодарности и любви к Богу, нашего благоговения, чествования и прославления Его.

Сегодня, братие, нам представляется особенно благоприятный случай, в знак любви к Богу и благодарности, жертвовать от имения нашего, кто что имеет, на украшение и достройку храма сего, — не будем же скупиться на это святое дело! За то и Бог воспрославит божественною Своею силою и освятит любящих благолепие дому Его (заамвон. молит.). Ведь и человек добрый воздает добром благодеющим ему, — ужели Бог не воздает сторицею тем, кто для Его чести и славы благолепно украшает св. храм Его?! Аминь.

Священник В. Бенедиктов.