Обновлено
07.06.2014

О наложении публичного покаяния на крестьянина деревни Ворониной Порфирия Панова и его семью (1769–70 годы)

Гос. архив в г. Тобольске. Ф. 156. Оп. 2. Д. 2095

Репорт Нижнетагильского духовного правления (22 октября 1769 года)

(л. 2) Великому господину преосвященнейшему Варлааму епископу Тоболскому и Сибирскому

Из Нижнотагилскаго духовнаго правления
Покорнейший репорт

Сего 769 года минувшаго июля от 11 октября по 22 поданными в Нижнотагилское духовное правление ведомства того правления девятнатцати приходов, кроме Черемискаго села Петропавловской церквы священника Тимофея Пантелеймонова с причетники, священно- и церковнослужителие репортами объявили, что де сего 769 года, в первой половине, в приходех их, как в заводех, так слободах, селех и деревнях ложных чюдес, при иконах, кладезях, и источниках несвидетелствованных мертвых телес к почитанию их за мощи и живущих ни в домех, ни в шалашах, притворно юродствующих, босых и с колтунами шатающихся ханжей и прелшающих к самопроизволному сожигателству расколнических лжеучителей не имелось, но состояло все благополучно.

А реченнаго Черемискаго села священно- и церковнослужителие поданными минувших марта 20 да июля 19 числ сего ж 769 года репортами ж по протчем прописывая, что де Черемискаго прихода деревни Ворониной жителем крестьянином Порфирием Пановым разстоянием от оной деревни в дву верстах, на пахотном месте близ Болшей дороги построяем был неоднократно сосновой столп, овогда облепленой снаружи берестом наподобие фонаря, на верху оного изображение креста. Внутри постановлена была медная литая Пресвятыя Богородицы имянуемыя Казанския икона, и пред нею трех фунтовая восковазсженая свеща, которые образ и свеща означенными Черемискаго села священно- и церковнослужительми по усмотрению (л. 2 об.) их к Петропавловской церкве взяты, где и поныне хранятся. А потом паки оным Пановым на том же месте разные строении происходили и поныне происходят на соблазн простаго народа, почему было прописанной крестьянин Панов для допроса об оном от Ревдинской завоцкой марта от 20 иуния 4 двукратно, в третий от Екатеринбургской судных и земских дел канторы июля 15 числ писмянно присылкою в здешнее Нижнотагилское духовное правление был требован, по которым требованиям не толко прописанного Панова, но и соответствования, как от судных и земских дел, так и от Ревдинской заводцкой кантор поныне не положено.

Того ради вашему преосвященству Нижнотагилское духовное правление в благоразсмотрение архипастырское всенижайше сим репортует и представляет.

Вашего преосвященства
всенижайший раб
протопоп Григорий Мухин

Октября 22 дня
1769 года

(На л. 2 над текстом:) Подан 1769 года ноября 12 дня. Учиня о состоянии ево справку и выписав из указов, предложить к докладу немедленно.

Справка Тобольской духовной консистории (14 ноября 1769 года)

(л. 3) По справке

в Тобольской духовной консистории Нижнотагилскаго заказа Черемискаго села Петропавловской церкви по духовным нижеписанных годов о бытии крестьянина Порфирия Нефедова Панова з домашними во исповеди и святаго причастия росписям оказалось.

(Для сравнения: по ревизии 1763 года Перфилию 37 лет, Лукерье 40, Михею 11, а Василисе 7.)

а имянно в 763-м 764 765 766 767

А за 768 год росписей всего Нижнотагилскаго заказа в присылке не имеется и за тем справится не по чему.

(Дописано:) И во оных обоих годах по получении росписей оказалось, что не были все.

лета № из росписей как в росписях показаны лета № из росписей как в росписях показаны лета № из росписей как в росписях показаны лета № из росписей как в росписях показаны лета № из росписей как в росписях показаны
крестьянин Порфирий Нефедов Панов 59 993 не были все 60 1028 был 61 1025 не были все 62 1020 не были все 63 997 не были все
жена ево Гликерия Андреева 40 999 41 1053 не была 42 1053 43 1041 44 1039
дети их Михей 12 994 13 1029 был 14 1026 15 1021 16 998
Васса 9 1000 10 1054 не была 11 1054 12 1042 13 1040

В указе 1-м: блаженныя и вечнодостойныя памяти Государыни Императрицы Елисавет Петровны из Святейшаго Правителствующаго Синода от 9 сентября 756 на сообщенное во оный ведение из Правителствующаго Сената повелено, чтоб во всех губерниях, провинциях, городех и уездах расколникам в отдаленных от жителств местах строений делать отнюдь не допускать, а буде где оныя расколническия строения зделаны, таковыя все раззорить, чего губернаторам и воеводам накрепко смотреть и наблюдать.

Во 2-м, состоявшемся в Правителствующем Сенате 765 года сентябре, в 3-м пункте напечатано: кто из неимеющих рангов воинския и протчия чины, тако ж купечество, разночинцы, и дворовые люди явятся сверх трехлетняго времени (л. 3 об.) в небытии на исповеди и у святаго причастия, а в расколе не окажутся, таковым яко за преступление, требующее духовнаго, а не телеснаго исправления, телеснаго наказания никому не чинить, а наказывать их публичным церковным покаянием, молитвою и постом. Буде же кто и после онаго в таковой же неисповеди окажется, таких наказывать же, во-первых: на некоторое по разсмотрению время тюрмою, питая во время того содержания хлебом и водою, а потом им чинить публичное церковное покаяние и указную по силе духовнаго регламента в правоверии присягу.

Подканцелярист Василий Максимов, 1769 года ноября 14 числ

Выписка из журнала Тобольской духовной консистории (2 декабря 1769 года)

В журнале 769 декабря 2 числ записано

Слушали

Доношения Нижнотагилскаго духовнаго правления, коим объявлено, что Нижнотагилскаго заказа Черемискаго села от священно- и церковнослужителей в то духовное правление репортом представлено, прихода де их деревни Ворониной жителем крестьянином Порфирием Пановым разстоянием от той деревни в дву верстах на пахотном месте близ Болшой дороги поставляем был неоднократно сосновой столб и облепляем снаружи берестами наподобие фонаря со изображением на верху онаго креста, внутри медной Пресвятыя Богородицы Казанския образ и пред тем образом трехфунтовая (л. 4) зженая свеча, которые образ и свеча оными священно- и церковнослужителями взяты в то село к Петропавловской церкви. А потом де оным крестьянином Пановым паки на том же месте разныя строении производятся, почему тем духовным правлением двукратно от Ревдинской заводской, а в третий от Екатеринбургской судных и земских дел кантор хотя оной Панов присылкою в то правление и требован, но по тем требованиям как присылки, так и известия никакого от оных кантор не учинено.

А по справке в духовной консистории з духовными онаго Черемискаго села росписями оказалось, что он, крестьянин Панов, с сыном Михеем с 765 чрез пять, а жена ево Гликерья Андреева з дочерью Вассой с 763 по 770 года чрез седмь лет во исповеди и святаго причастия не бывали.

И так он, Панов, и з домашними своими, состоит в подозрении раскола и оное строение производит в противность указов, ибо по состоявшимся указом, 1-м 756 сентября 9: чтоб во всех губерниях, провинциях, городах и уездах расколникам в отдаленных местах от жителств строений делать отнюдь не допускать, а буде где оныя расколническия строения зделаны, таковыя все раззорить, чего губернаторам и воеводам накрепко смотреть и наблюдать; в 2-м 765 годов сентября ж 30 числ в третьем пункте напечатано: кто из неимеющих рангов воинския и протчия чины, тако ж купечество, разночинцы и дворовые люди явятся сверх трехлетняго времени в небытии на исповеди и у святаго причастия, а в росколе не окажутся, таковым яко за преступление, требующее духовнаго, а не телеснаго исправления, телеснаго наказания не чинить, а наказывать их публичным церковным (л. 4 об.) покаянием, молитвою и постом. Буде же кто и после онаго в таковой же неисповеди окажется, таких наказывать же, во-первых, на некоторое по разсмотрению время тюрмою, питая во время того содержания хлебом и водою, а потом им чинить публичное ж церковное покаяние и указную по силе духовнаго регламента в правоверии присягу.

Того ради з доклада его преосвященству приказали сообщить в екатеринбургскую Главнаго заводов правления канцелярию, чтоб от оной благоволено было, какое у означенного крестьянина Панова строение вне жила на пустом месте имеется, по подозрителству ево к расколу разломать и креста и других икон святых в неприличных местах поставлять как ево, так и других никого отнюдь не допущать, и о том старостам, соцким и десяцким приказать иметь крепкое смотрение. А за небытие ево крестьянина з женою, сыном и дочерью как выше значит чрез многия годы во исповеди и святаго причастия, учиня с ними по силе вышеобъявленнаго 765 года сентября 30 числ указа отослать их в Нижнотагилское духовное правление для исполнения по силе того ж указа публичнаго церковнаго покаяния и указной о подозрителных к расколу в правоверии присяги, о чем для ведома и в Нижнотагилское духовное правление послать указ.

Секретарь Василий Андроников

Промемория в Канцелярию главного заводов правления (10 декабря 1769 года)

(л. 5) Промемория

В Тоболской духовной консистории в Канцелярию главнаго правления сибирских, казанских и оренбургских заводов. Сего 769 года ноября 12 в предоставленном к его преосвященству из Нижнотагилскаго духовнаго правления доношении объявлено, что Нижнотагилскаго заказа Черемискаго села от священно- и церковнослужителей в то духовное правление репортом представлено, прихода де их деревни Ворониной жителем крестьянином Порфирием Пановым разстоянием от оной деревни в дву верстах на пахотном месте близ Болшой дороги поставляем был неоднократно сосновой столб и облепляем снаружи берестами наподобие фонаря со изображением на верху оного креста, внутри медной Пресвятыя Богородицы Казанския образ и пред тем образом трехфунтовая зженая свеча, которые образ и свеча оными священно- и церковнослужителями взяты в то село к Петропавловской церкви. А потом де оным крестьянином Пановым паки на том же месте разныя строении производятся, по чему тем духовным правлением двукратно от Ревдинской заводской, а в третий от Екатеринбургской судных и земских дел кантор хотя оной Панов присылкою в то правление и требован, но по тем требованиям как присылки, так и известия никакого от оных кантор не учинено.

А по справке в духовной консистории оказалось, что он, крестьянин Панов, с сыном Михеем (л. 5 об.) с 765 чрез пять, а жена ево Гликерия Андреева з дочерью Вассой с 763 по 770 год чрез седмь лет во исповеди и святаго причастия не бывали.

И так он, Панов, и з домашними своими состоит в подозрении раскола и оное строение производит в противность указов, ибо по состоявшимся указом, 1-му 756 сентября 9: чтоб во всех губерниях, провинциях, городах и уездах раскольникам в отдаленных местах от жительств строений делать отнюдь не допускать, а буде где оныя раскольническия строении зделаны, таковыя все разорить, чего губернаторам и воеводам накрепко смотреть и наблюдать; 2-му 765 годов сентября ж 30 числ в третьем пункте напечатано: кто из неимеющих рангов воинския и протчия чины, тако ж купечество, разночинцы и дворовые люди явятся сверх трехлетняго времяни в небытии на исповеди и у святаго причастия, а в расколе не окажутся, таковым яко за преступление, требующее духовнаго, а не телеснаго исправления, телеснаго наказания никому не чинить, а наказывать их публичным церковным покаянием, молитвою и постом. Буде же кто и после оного в таковой же неисповеди окажется, таких наказывать же, во-первых, на некоторое по разсмотрению время тюрмою, питая во время того содержания хлебом и водою, а потом им чинить публичное ж церковное покаяние и указную по силе духовнаго регламента в правоверии присягу.

Того ради по указу Ея Императорскаго Величества з доклада его преосвященству в Тоболской (л. 6) духовной консистории определено сообщить в Екатеринбургскую главнаго заводов правления канцелярию промеморию, о чем и сообщается с требованием, чтоб от оной благоволено было, какое у означеннаго крестьянина Панова строение вне жила на пустом месте имеется, по подозрительству ево к расколу разломать и креста и других икон святых в неприличных местах поставлять как ево, так и других никого отнюдь не допущать, и о том старостам, сотским и десятским приказать иметь крепкое смотрение. А за небытие ево крестьянина з женою, сыном и дочерью как выше значит чрез многия годы во исповеди и святаго причастия, учиня с ними по силе вышеобъявленного 765 года сентября 30 числ указа отослать их в Нижнотагилское духовное правление для исполнения по силе того ж указа публичнаго церковнаго покаяния и указной о подозрительных к расколу в правоверии присяги, о чем для ведома и в Нижнотагилское духовное правление послать указ, и послан, и Канцелярия главнаго заводов правления благоволит о том учинить по Ея Императорскаго Величества указом.

1769 года декабря 10 дня, за подписанием архимандрита Михаила, Никиты протопопа Софийскаго, за скрепою секретаря Василия Андроникова, за справою подканцеляриста Василия Максимова.

Указ Нижнетагильскому духовному правлению (10 декабря 1769 года)

(л. 7) Указ Ея Императорскаго Величества самодержицы всероссийския из Тоболской духовной консистории Нижнотагилскому духовному правлению

По указу Ея Императорскаго Величества Тоболская духовная консистория, слушав доношения из онаго Нижнотагилскаго духовнаго правления, коим объявлено, что Нижнотагилскаго заказа Черемискаго села от священно- и церковнослужителей в то духовное правление репортом представлено, прихода де их деревни Ворониной жителем крестьянином Порфирием Пановым разстоянием от той деревни в дву верстах на пахотном месте близ Болшой дороги поставляем был неоднократно сосновой столб и облепляем снаруж берестами наподобие фонаря со изображением на верху онаго креста, внутри медной Пресвятыя Богородицы Казанския образ, и пред тем образом трехфунтовая зженая свеча, которые образ и свеча оными священно- и церковнослужителями взяты в то село к Петропавловской церкви. А потом де оным крестьянином Пановым паки на том же месте разныя строении производятся, по чему тем духовным правлением двукратно от Ревдинской заводской, а в третий от Екатеринбургской судных и земских дел кантор хотя оной Панов присылкою в то правление и требован, но по тем требованиям как присылки, так и известия от оных кантор никакого не учинено.

(л. 7 об.) А по справке в духовной консистории оказалось, что он, крестьянин Панов, с сыном Михеем с 765 чрез пять, а жена ево Гликерия Андреева з дочерью Вассой с 763 по 770 год чрез седмь лет во исповеди и святаго причастия не бывали.

И так он, Панов, и з домашними своими состоит в подозрении раскола и оное строение производит в противность указов, ибо по состоявшимся указом, 1-му 756 сентября 9, чтоб во всех губерниях, провинциях, городах и уездах расколникам в отдаленных местах от жителств строений делать отнюдь не допускать, а буде где оныя расколническия строения зделаны, таковыя все раззорить, чего губернаторам и воеводам накрепко смотреть и наблюдать; 2-му 765 годов сентября ж 30 числ в третьим пунктом повелено, кто из неимеющих рангов воинския и протчия чины, тако ж купечество, разночинцы и дворовыя люди явятся сверх трехлетняго времени в небытии на исповеди и у святаго причастия, а в расколе не окажутся, таковым яко за преступление, требующее духовнаго, а не телеснаго исправления, телеснаго наказания никому не чинить, а наказывать их публичным церковным покаянием, молитвою и постом. Буде же кто и после онаго в таковой же неисповеди окажется, таких наказывать же, во-первых, на некоторое по разсмотрению время тюрмою, питая во время того содержания хлебом и водою, а потом им чинить публичное ж (л. 8) церковное покаяние и указную по силе духовнаго регламента в правоверии присягу.

Того ради з доклада его преосвященству приказали в Екатеринбургскую главнаго заводов правления канцелярию сообщить промеморию, и сообщена с тем, чтоб от оной благоволено было, какое у означеннаго крестьянина Панова строение вне жила на пустом месте имеется, по подозрителству ево к расколу разломать и креста и других икон святых в неприличных местах поставлять как ево, так и других никого отнюдь не допущать, и о том старостам, соцким и десяцким приказать иметь крепкое смотрение. А за небытие ево крестьянина с сыном, з женою и дочерью как выше значит чрез многия годы во исповеди и святаго причастия, учиня с ними по силе вышеобъявленного 765 года сентября 30 числ указа отослать их в Нижнотагилское духовное правление для исполнения по силе того ж указа публичнаго церковнаго покаяния и указной о подозрителных к расколу в правоверии присяги, о чем для ведома и надлежащаго исполнения и во оное Нижнотагильское духовное правление послать указ, и послан, и Нижнотагилскому духовному правлению о том ведать и учинить по сему Ея Императорскаго Величества указу.

1769 года декабря 10 дня, за подписанием архимандрита Михаила, Никиты протопопа Софийскаго, за скрепою секретаря Василия Андроникова, за справою подканцеляриста Василия Максимова.

Подканцелярист Василий Максимов

Репорт Нижнетагильского духовного правления (3 февраля 1770 года)

(л. 9) В Тоболскую духовную консисторию

Из Нижнотагилскаго духовнаго правления о получении указа
Покорнейший репорт

Ея Императорскаго Величества из Тоболской духовной консистории указ прошедшаго декабря от 10 под № 1763-м о учинении по подозрителству к разколу Черемискаго прихода деревни Ворониной жителю крестьянину Порфирию Панову з женою и детьми публичнаго церковнаго покаяния и указной о подозрителных к разколу в правоверии присяги в Нижнотагилском духовном правлении февраля 1 числ 1770 года получен. По силе оного Ея Императорскаго Величества указа, когда означенной крестьянин Панов с семейством Екатеринбургскою главнаго заводов правления канцеляриею пришлются в здешнее правление, непременное со оными исполнение учинено быть имеет, а строение, кое вне жила на пустом прежнем ж месте построенное паки им Пановым нынешнаго зимнаго уже времени, наподобие караулных буток, с треми на верху крестами, выкрашенными суриком, для пресечения суеверия простаго многочисленнаго тою дорогою проезжающаго в Демидовские, Гороблагодатские заводы и Ирбетскую (!) ярманку разных городов народа и немалаго соблазна до получения еще вышепрописанного указа минувшаго генваря 10 дня по приказанию моему тамошними Черемискаго села священно- и церковнослужителми по снятии со оного строения крестов до основания разломано, а кресты для хранения взяты к Петропавловской Черемискаго села церкве. Того ради Тоболской духовной консистории Нижнотагилское духовное правление всепочтеннейше и репортует.

Тоболской духовной консистории
всегдашний послушник
протопоп Григорий Мухин

Февраля 3 дня
1770 года

(На л. 9 над текстом:) Подан 1770 года февраля 24 дня. Записав, приобщить к делу.