Обновлено
11.06.2015

Павел Горский. Этнографические сведения о селе Черемисском Екатеринбургского уезда (1848)

Материал предоставлен Архивом Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество». Его использование допускается только с разрешения архива.

Архив РГО. Разряд 29. Оп. 1. Д. 15. Подлинник.
Набор текста: А. Г. Ушенин.

(л. 1) Русскому Географическому Обществу

Пермской губернии Екатеринбургского уезда
Черемисского села священника Павла Горского

Начальству моему угодно было с препровождением ко мне двух N.N. руководства для собрания статистических и других сведений, нужным для Географического Общества, возложить на меня произвести наблюдение и собрать сведения о том крае, в котором я нахожусь и результаты таковых наблюдений и сведений представить на благоусмотрение сего Общества.

В следствие этого имею честь представить Обществу посильный труд мой и с тем вместе считаю долгом пояснить, что в некоторых статьях краткого наставления (л. 1 об.) о собирании сведений, могущих служить к определению климата, оставлены пробелы частию потому, что время удобное для наблюдений я должен был посвящать занятиям по своей обязанности, частию потому, что многие предметы, может быть и существующие в Черемисском крае, не известны под теми названиями, какие означены в кратком наставлении. О некоторых предметах сведения собраны со слов других.

Священник Павел Горский.

17 декабря 1848 года.

(л. 1 вверху слева) № 119. 10 февраля 1849.

(л. 2) Село Черемиское, в котором ныне живут государственные крестьяне, получило название от черемис, живших в сем месте около 1670 года. По выдворению их за беспокойства, причиняемые своим соседям, вскоре здесь первоначально на ключе, называемом Макаровом, поселились семейства три из выходцев казанских, от которых и происходит все нынешнее поколение.

Жители описываемого места по наружности не имеют особенного достопримечательного отличия. Их рост, как мужчин, так и женщин, средний, части тела, по видимому, пропорциональны, лоб хотя несколько выпуклый, но правильный – не большой; нос, рот и подбородок обыкновенные, щеки и грудь ровные, волосы преимущественно русые, глаза голубые и серые. Подвергаются иногда болезням – простудным горячке и лихорадке. По телосложению крепки, к трудам им свойственным способны, в которых упражняются без лености и вялости.

Уклонение их языка от грамматических правил состоит:

1-е. В изменении гласных и согласных литер.

а превращается в е и о. Однежды однажды, чесы часы, онбар анбар, Олексий Алексей, Олександр Александр, Овдий Авдий, полата палата, товарищ таварищ и в проч.

е в и. Вмисте вместе, витер ветер, вись весть, известие, дилить делить, вию вею, тибе тебе, сивер север, мирять мерять, звирь зверь, линь лень и в проч.

я в е. Егненок ягненок, едро ядро, ечмень ячмень, опеть опять, пособлеть пособлять, явлеть являть, крывлеть кривлять, тереть терять и в проч.

я в а. Кажетса кажется, катитса катится, спитса спится, гленётса глянется, мечетса мечется и в проч.

е в о. Вашо ваше, чово? чево что? топерь топеричи топеря вместо теперь.

(л. 2 об.) г в к. Виск визг, вдрук вдруг, моск мозг, друк друг, мик миг, кник нок, книг ног род. пад. множ. числа и в проч.

г в в. Восударь Государь, вербовой лис гербовой лист, ково кого, ево его, блавословение благословение, блавородие благородие.

и в ь. Понятье, поминанье, поведенье, молоченье и в проч.

с, ск в ш, сш. Спушшать спускать, пужашша пугаешся, не оберёшша не оберешся, не уберёшша не уберешся, уберегёшша убережешся, учишша учишся, пальмисшо пальмище и в проч.

щ в ш. Ишшо еще, работяшшой работящий.

2. В прибавлении литтер в словах не нужных.

Обвет обет обещание, обвязанность обязаность, смысел смысл, умысел умысл, промент промен, богатество богатство, блавословленье благословение, куплею куплю.

3. В упущении некоторых литтер нужных.

Божесво божество, убожесво убожество, вись весть известие, влась власть, талан талант, лис лист, шесь шесть, пос пост, чесь часть, тоже и честь; в глаголах: слышь слышишь, знашь знаешь, понимашь понимаешь, послушам послушаем, спотеть вспотеть, спухнуть вспухнуть, стаю встаю, спенитса вспенится; также добру , богату , лишну , обшу – добрую, богатую, лишную, общую.

4. В употреблении дательного падежа множ. числа вместо творительного, а некоторыми иногда наоборот вместо дательного, при предлоге по, падежа творительного.

Делаю рукам руками, хожу босым ногам босыми ногами, по улицами по улицам, по полями по полям, по городами по городам, по гумнами по гумнам.

5. В сокращении в уравнительной степени окончательного слога -ее на -я или -е.

Скоря̀ скорѐ скорее, мудря̀ мудрѐ мудрее, умня̀ умнѐ умнее, красня̀ краснѐ краснее, беля̀ белѐ белее, раня̀ ранѐ ранее и в проч.

(л. 3) 6. В употреблении в превосходных степенях вместо слога -ейший или -айший слогов -анной, -янной, -оной, и вместо слов весьма и очень – шибко, стрась, страшно, восудари батюшки, восудари свят.

Высокий высокянной, долгий долгянной, страшный страшонной, светлый светлянной, вместо высочайший, должайший, страшнейший, светлейший. Это сукно шибко плотно, вместо весьма плотно; эти дрова стрась сухи, вместо очень сухи; лес этот восудари батюшки высок; лен уродился восудари свет какой хороший.

7. В неуместных приговорках.

Э-куда ты пошол, куда-твонодки пошол, куда-твонося задевал, гдека! еде-тося, надо-ка, надо-ся, тамо-ка, тамо-ся, чево-тося, чевотось, тот-твоноди, та-твоноди, то-твоноди; э-тот-твонося, э-та-твонося, э-то-твонося. Как зовут волостного писаря, Иван ли как ли. Алексей я до твоей милости – вот так и так: я ныне обнужнял, дай батюшко на ссуду денег, приставь голову к плечам и в проч.

Сюда же можно отнести следующие особенные слова, которые здесь употребляются:

В первом столбце буквы и ударения как в рукописи (за исключением твердого знака на конце слов).

айда и айдатепойдем, идите
арававообще большое число, наприм. большое семейство
артачиться, -чусьгл. противиться, не соглашаться
баскокрасиво
баско на дворѣэтим выражается приятная погода
балякатьговорить не нужное
бассинькойкрасивый
басину̀ найтинайти что-нибудь хорошее
безугомоньв виде нареч. непрестанно
безперечь
боткнутьпасть откуда, тоже кого ударить
бусит дождьидет мелкий дождь
бусенецмелкий дождь
(л. 3 об.) веденьїо̀праздник введения во храм Б. Матери
вїо́шнасев хлеба весной
вы́галитьвыиграть что-нибудь
вы́галитьсясделать что-нибудь если не с выгодой, по крайней мере без убытка себе, наприм. продать перекупной хлеб без убытка
важной человѣкчеловек добросердечный, говорливый, угостительный
га́довать, -дуюглаг. пренебрегать чем-нибудь, тоже – блевать
говорить без кривульговорить правду
городить околёснуговорить небылицу
го́гольмолодец
грептоватьзаботиться
грепту̀ нажитьбыть озабоченным
грепта̀забота
гульнойсын незаконнорожденный
гулїовойволокита
докумiюглаг. разумею, понимаю
доспетьсделать
домовищегроб
дивномного
диковинадело любопытное, чудо
ербезитьшалить
естешнойчеловек зажиточный
железакандалы
жить в ѣстѣ и у ѣстажить в довольстве, богато
зе́рнеткохлеб в зерне, немолотый
зельёлекарство
зги не видноничего не видно за темнотой
заедатьсязаводить ссору
задирать1-й кто подает случай к ссоре
задериха
зачасты̀, тоже и вчастовучасто
зачичеревѣтьзатвердеть, зачерстветь
загнуть коклюшкуобмануть, иногда сделать намек, выражающий подозрение в чем-нибудь, или угрозу
(л. 4) изочесвоотечество
исьесть
изоправдыточно так, истинно
кана́тьсяо чем-либо хлопотать, что-нибудь докучать
китьпадающий снег, кить несет, или снег надувает погодой
котыобувь без голенища с красными опушнями
лони́сьпрошедшего года
литнинка, зимнинкашерсть с овец, стриженная по лету, или зимой
лопоти́нкавсякая одежда
лопоть
луди́кпочва земли серая
морево̀сгущенная атмосфера
маланья̀молния
муто́вкаводяная мельница, в которой производится действие не колесами, а крыльями
мудро̀ дѣло житьнадобно жить осторожно
мудро̀ дѣло говоритьговорить с кем бы то ни было надобно осторожно
нарыватьсяиметь намерение что-нибудь делать
не́то, не́тоедва, едва,наприм. сговорить, убедить кого
не́туканет
надодкабынадобно бы
навостритьсявсе эти глаголы выражают: хорошо чему-нибудь научиться
наблошниться
натореть
набить руку
на себя выдратьчто-нибудь на себя насказать, себя изобличить
невдя́купо необходимости, поневоле
на ту же лачуна тот же манир, образец
опомня́сяв виде нареч. не в давнее время
око́лды
околдась
огнёваболезнь горячка
откальоткуда
опѣшатьизумиться, испугаться
(л. 4 об.) отвисьёвесть, ответ
облапошитьобмануть
отмениторазлично, разно
обмывать зубысмеяться
оксти́сьокрестись, перекрестись
обшитаюсчитаю, думаю по-своему
оту́товѣтьпоправиться достатком
обаюнласково говорящий
отру́шатьотрезать ломоть хлеба
ока́зеводело удивления достойное
па́дераненастная погода
потерпѣть ри́гуперенести на себе мучение, болезнь
поголчитьпоговорить о чем-либо от безделья
польгапольза
проидоха, сквозник, точкаэтими словами означается человек сметливый, опытный
пережевывать словапереговаривать попусту
прошатель, хожательпроситель, ходатай
промахнутьсяобмануться
перстянкиперчатки
пессяныйпесчаный
проклаждатьсяпрохлаждаться
помлюпомню
пригоношкаприбаутка
пона́чеполучше
пажитьимение, пожитки
пошухалопопортило что-нибудь наприм. хлеб инеем, или градом
подскорподкладка под платьем
пустоплесьеместо никем не обитаемое, незаселенное
пого́нчиклошадь, не отстающая от других лошадей в извозе
порошицамелкий снег
порошитьидет снежок
разнюхать дѣлоразузнать дело
рысь навестинапугать кого
скус, скусныйвкус, вкусный
склоказабота
склоку нажи́тьнажить заботу
(л. 5) садовкикорни моркови, свеклы, редьки, капусты, которые весной садят в землю – для семян
самоварниксамовар
самоварник питьпить чай
скоропалительнойвспыльчивый
спозаранкузаблаговременно
суды̀сюда
суворойимеющий суровый вид
свало́кшишка на теле, или на лесе
сшолыванитьшутить, насмехаться
ставальна поравремя, в которое стают поутру
сутунокотрубок от дерева
сушьжаркое время
су́глинокземля глинистая с тонким черноземным слоем
суя́гна – овцаэтими названиями означается беременность сих животных
су́пороса – свинья
су́бережа – кобылица
скобычковатойзаносчивый, вздорный, неспокойный человек
сугонятьбранить кого, делать выговор
справнойбогатый
самонужное времянедосужное время
счаски тибѣсчастье тебе
сымя̀с ними
тодильнойсамый ловкий, аккуратный, вещь тодильная аккуратно сделанная
тупицачеловек не смысленный, не понимающий чего
тысецатысяча
терпёлтерпелив
точить балясыпопусту проводить время в разговорах
трусшобамелкий густой лес
у́трося, у́тросьпоутру
у тѐу тебя
хотьхотя
хошь
(л. 5 об.) хлїо́сковесьма, очень, скоро, наприм. хлїоско ехать
шлятьсяходить без дела, напрасно
штошто?что за надобность?
штохоти?
штохось?
ѣ́сваяства, кушанье
ѣсвоврод. пад. множ. яств
ѣдобный хлѣбсъестной

Домашний быт.

Всякий хозяин по обыкновению желает предпочительно иметь так называемую связку, то есть две избы – переднюю и заднюю, или вместо задней клеть, а если нет достатка, так, по крайней мере, в сенях чулан бревенчатый или дощатый; подле связки задний двор с малой избой и одним, или двумя хлевами для мелкого скота; все это – покрывается драньем, у некоторых тесом. Внешняя обстановка дому не у всех одинакова. В линию с домом – с передней, т.е. науличной его стороны, все почти ставят ворота и далее – анбар; с ним рядом на ограду – завозню и погреб; а все другое – как то: конюшни, бани и проч. – ставится, или городится большей частью по усмотрению хозяина, как лучше и удобнее, чтоб было все под рукой; поэтому все стараются на задней стороне дома иметь пригоны и гумно. Крестьяне достаточные, если позволяет место, городятся шире.

Внутреннее убранство во всех домах одинаково просто: передний угол занимается божницей, вроде полочки, на которой становятся св. иконы медные и деревянные, большей частью суздальского (л. 6) мастерства; деревянный большой стол, у некоторых крашеный, с выдвижным ящиком, предназначаемым для хранения хлеба, столовых ножей, солонки перечницы, употребляемых за обедом и ужином. Кругом стен веерху полки, внизу лавки; к задней стене над дверями устраиваются палати, в соседстве коих имеется печь вообще русская, битая из глины, но с дымовой трубой из кирпича; возле печи делается прилавок, или шкаф для хранения домашней употребляемой при столе посуды глиняной и деревянной как наприм. чашек, ложек; от печи к передней стороне имеются также полки, обыкновенно называемые грядками.

Особенного какого-либо убранства как то: картин, зеркал и тому под. нет; кроме изредка встречающихся на стенах картинок суздальской работы, тисненых на серой бумаге; но по случаю какого-либо праздника или особенного обстоятельства в семейном быту как наприм. свадьбы, во всех простенках между окнами развешиваются узорчатые полотенца.

Платье будничное – мужское: белье пестрядное, шерстяной пояс, бахилы (вроде больших сапогов), чекмень из своедельного черного сукна, пониток, или армяк, шляпа поярковая, а большьей частью валеная из белой шерсти; а зимой нагольный овчинный тулуп и шапка. Женское – верхница синяя, называемая дубасом (вроде сарафана), холщовая рубаха с пестрядными рукавами, ситцевый на голове платок, шерстяной пояс или, как называют, покромка; у молодых башмаки, у пожилых коты, или обутки с опушкой из толстого красного сукна.

Прадничное – мужское в летнее время: рубашка ситцевая, или кумашная – красная, или белая ленная большей частью без воротника с одной небольшой оторочкой около шеи шелковым шнурком с разрезом у правого плеча на груди, пристегнутым или маленькой медной пуговкой, или схватцом; сапоги с каблуками, подбитыми железными скобами; шелковый пояс; суконный, или нанковый халат, (л. 6 об.) а зимой суконные или нанковые тулупы, шапки, опушенные крымкой с плисовой тульей – а изредка и картузы.

Женское – шелковый красный сарафан с проймами, обшитыми позументом, рубаха с гарнитуровыми рукавами преимущественно желтого цвета, шелковый передник, а при нанковом сарафане ситцевый, вместо пояса шелковая лента, шелковый красный на голове платок с повязанными на заде концами; девицы при том украшают косу широкими длинными лентами разных цветов и узоров; к убранству принадлежат серьги, зимой шуба, крытая какой-либо материей, или нанкой.

Пища. В пищу вообще употребляются местные продукты, как то: крупа, горох и прочие огородные овощи, также говядина, баранина. Особенных же каких-нибудь кушаньев, которые бы составляли между здешними жителями какое-нибудь любимое лакомство, не существует.

Занятия. Занятия здешних жителей составляют: хлебопашество, скотоводство, ограничивающееся домашними надобностями, переторжка хлебом, жжение угля в свободное от сельских работ время для поставки на заводы и работа на частных золотых промыслах.

Способности и нравственность. Жители села Черемисского смышленые, добродушные, веселые, разговорчивые, гостеприимные, к церкви усердные. Грамотных между жителями весьма немного; но ныне здесь учреждено сельское училище, в которое жители детей своих отдают с охотою.

Народные предания. Что касается до народных преданий и памятников, то особенно каких-либо замечательных из них нет. Хотя невдалеке от села и видны два-три кургана, о которых предание говорит, что будто бы тут прошлые обитатели черемисы хоронили своих родичей и что даже (л. 7) часть из них, теснимые какими-то бедственными обстоятельствами, зарылись тут живые; но предание это никакими достоверными сведениями не подтверждается.