Опубликовано
06.10.2019

Дневник Его Преосвященства, Преосвященнейшего Митрофана, Епископа Екатеринбургского и Ирбитского, по обозрению церквей в июле месяце 1912 года (села Липовское, Черемисское, Коневское)

Екатеринбургские епархиальные ведомости. Екатеринбург: Электро-Типография А. Р. Вельц, 1913. 14 октября 1912 г. № 42. Неофициальный отдел. С. 1009–1015.
Набор текста: А. Г. Ушенин.

В конце XVII столетия в составе Мурзинского прихода находилась деревня Липовка. Дальность расстояния от приходского храма (25 вер.) побудила жителей деревни к постройке своей церкви. Около половины XVIII в. произошло выделение Липовского прихода в самостоятельный. Первоначальный, деревянный, храм существовал недолго и был уничтожен пожаром. Второй храм, также деревянный, стоял до постройки настоящей каменной церкви в 1839 году. В 1896 г. храм был расширен. Южный придел увеличен, а с северной стороны устроен новый придел, пока еще до сих пор не освященный. Теперь Липовский храм довольно обширен и благоустроен. Особенно хорош иконостас, сразу приковывающий внимание входящего богомольца. Общее впечатление портит чугунный пол, остаток седой старины, да пыль, всюду бросающаяся в глаза, все покрывающая своим толстым слоем. Небрежность, происходящая от равнодушия к церковному благолепию — это довольно редкий недостаток среди местного епархиального духовенства.

Количество прихожан — свыше двух тысяч об. пола. По свидетельству настоятеля, прихожане к храму Божию усердны, христианский долг исповеди и св. Причастия исполняют почти все ежегодно, но в нравственном отношении не чужды общих всероссийских пороков — пьянства в праздничные дни, сквернословия, драки и всякого рода хулиганства.

При церкви имеется библиотека, в которой находятся книги богословского, исторического и религиозно-нравственного содержания, всего в количестве до 400 экземпляров, и кроме того много брошюр также религиозно-нравственного содержания. Пользуется книгами из библиотеки до ста человек читателей из прихожан.

В приходе три земских училища, в которых обучается до 150 мальчиков и 50 девочек. Местный священник состоит законоучителем только в одной из этих школ, находящейся в самом селе. В двух остальных Закон Божий преподают учительницы.

Его Преосвященство после краткого молебна, сказал присутствующим прихожанам поучение о том, что должен делать христианин и как жить, чтобы наследовать Царство Небесное. Затем, Владыка благословил народ и отправился пешком чрез площадь, намереваясь посетить местного священника. Дорогою Его Преосвященство вел разговор с сопровождавшею его толпою. Местного священника не было. Кто то высказал предположение, что батюшка прошел в свой дом, но другие уверяли, что видели, как он остался в церкви. Остановившись среди площади, подождали священника. Идти в дом без хозяина Его Преосвященство не нашел возможным. Осенив толпу, Владыка сел в экипаж и отправился в дальнейший путь.

Погода заметно хмурилась. По небу ходили свинцовые тучи. Из-за них все реже и реже выглядывало солнце. Время уже клонилось к вечеру, а между тем по маршруту предстояло посещение еще четырех сел. Являлось невольное опасение опоздать к поезду, особенно если вдруг пойдет дождь и испортить дорогу. Крупные капли дождя уже не раз начинали падать с неба, как бы подтверждая справедливость этих опасений. Поневоле приходилось думать о сокращении пути. Сделать это было нетрудно. Стоило лишь отказаться от заездов в сторону от большой дороги и миновать села Шайтанское и Кипринское.

Но трудно было решиться. Ведь в том и другом селе, без сомнения, ждали приезда с часу на час.

Что делать?

Прикинули то расстояние, какое предстояло проехать, высчитали с точностью время, потребное на проезд и на посещение церквей, сопоставили его со временем последнего отхода поезда со ст. Невьянск и, убедившись в невозможности исполнения маршрута, послали нарочных в села Шайтанское и Кипринское с извещением, чтобы не ждали приезда Его Преосвященства.

Проехав несколько верст, выехали на новостроящееся земством шоссе и стали пробираться боковыми объездными дорогами, идущими вряд с прокладываемым шоссе. Это задерживало движение. Ехать приходилось медленно и осторожно. В пятом часу прибыли, наконец, в с. Черемисское.

Уже самое название указывает на инородческое происхождение этого села. Действительно, еще в XVII веке здесь жили черемисы. Тогда здесь стояли глухие леса, местность была дикая, малонаселенная. Занимаясь охотой, черемисы ревниво оберегали свои леса, встречая ненавистью русских колонизаторов и совершая частовременные набеги на их поселения. В 1669 году жители Аятской слободы жаловались на «воровскую черемису», которая обижала их, и в слободу были высланы из Верхотурья мушкеты, порох и свинец, а также приказано было построить «острог», что и было исполнено в 1671 году. Теперь ничто уже не напоминает об этой седой старине. Леса далеко отодвинулись от села, их место занято полями с дозревающими хлебами.

Когда была усмотрена «воровская черемиса», с точностью неизвестно, но XVIII век застает уже здесь деревянный православный храм, существовавший полтора столетия и сгоревший во время грозы. Ныне существующий каменный храм построен в 1841 году. В 1900 г. он был расширен. В 1911 году стены теплого храма внутри окрашены масляной краской, украшены живописью и орнаментами. Церковная ограда переустроена. Но холодный храм остается без ремонта. Теперь он уже значительно позакоптел внутри и позагрязнился. Иконостас нуждается в основательной чистке. В алтаре мрачно. Стоящие тут четыре грязных старинных шкафчика уместны были бы в каком-нибудь музее. Должно быть они уцелели еще от прежнего храма. Тут же в алтаре лежит церковный устав, загрязненный, растрепанный. На солее пред иконостасом целый ряд аналоев с иконами. Зачем они тут?

Вообще, в храме веет какой то запущенностью, неуютностью. Словно некому тут доглядеть за порядком.

Прихожан числится 5340 челов. об. пола. Количество для одного пастыря колоссальное. Раскола нет. Все усердные прихожане, к посещению храма Божия рачительные. В 1911 году долг исповеди и Св. Причастия не исполняли 828 человек.

При храме существует церковно-приходское попечительство. В прошлом году на ремонт теплого храма и церковной ограды им затрачено 2561 рубль. Теперь попечительству должно озаботиться приведением в приличный вид холодного храма.

Церковно-приходская школа существует с 1893 г. В минувшем учебном году учащихся в ней было 14 мальчиков и 6 девочек. Кроме этой школы существуют еще три земских училища: одно в самом селе и два в деревнях.

К приезду Владыки в храме собралось много прихожан. Церковь была переполнена. После обычной встречи Его Преосвященство, прочитав из главы 2-й послания an. Павла к Титу стихи 11–14-й, дал объяснение прочитанным словам свящ. Писания и сказал речь о необходимости нравственного совершенствования для достижения Царства Небесного и призывал слушателей встать на великий и трудный путь борьбы с порочными наклонностями.

Потом Его Преосвященство спрашивал учеников молитвы и остался доволен ответами. Местный о. диакон Петр Чернавин, учительствующий уже 25 лет, видимо опытный педагог и ведет школьное дело хорошо.

Местный хор поет стройно и уверенно, знает пение на все гласы.

Посетив о. настоятеля священника Иоанна Карамышева, Владыка проследовал в с. Коневское.

Это село основано в 1672 году тремя пришельцами, носившими прозвище Коневых. До 1842 года село было деревней Аятского прихода. В 1841 году деревянная церковь Аятского села была перенесена в д. Коневу и в следующем же году был открыть Коневский приход.

Более столетия простоявшая в с. Аятском церковь хотя и была подновлена при своей установке в д. Коневой, но долго существовать не могла. Чрез 50 лет она пришла в ветхость и в 1899 году была упразднена, а на ее место 18 августа того же года была освящена новая, каменная, с тремя престолами. С того времени, в течение 12-ти лет, этот новый храм постепенно достраивался и благоукрашался. Так, вместо старого иконостаса, перенесенного из упраздненного храма, построены три новых, ценностью до 6000 руб. Стены храма внутри и снаружи выкрашены масляною краскою, церковь обнесена снаружи каменною оградою с железными решетками и т. п. Теперь Коневский храм имеет прекрасный вид и не оставляет желать ничего лучшего.

Прихожан числится 2908 душ об. пола. Население чисто православное. Большинство прихожан относится ко храму с большим усердием. В праздничные дни жители села посещают богослужение почти неопустительно. В отношении исполнения христианского долга исповеди и Св. Причастия жители села более усердны, чем жители деревень. Многие из прихожан отлучаются зимою на заработки на золотые и платиновые прииски, где и проживают до Пасхи, почему у исповеди и Св. Причастия бывают не ежегодно. Есть и просто нерадивые, но число таковых незначительно.

В 1912 году было у исповеди 1060 человек.

При церкви имеется библиотека, в которой 465 книг. Читателей, пользующихся книгами из этой библиотеки, ежегодно бывает не более ста человек. Школ в приходе две: одна земская в селе и одна церковно-приходская в дер. Осиновке. Число учащихся в первой 107 челов. и 42 — во второй.

В село Коневское Его Преосвященство прибыл около 8 час. вечера. Народу в храме было много. По обычной встрече Владыкою было сказано поучение о вере, надежде и любви необходимых условиях нашего спасения. Затем, ученики Осиновской ц.-приходской школы были спрошены читать молитвы — утреннюю, вечернюю, Отче Наш и др. Спрошенные читали молитвы оч. нетвердо. Видимо за лето они мало упражнялись в чтении молитв. В заключение дети хором пропели Отче Наш и Царю Небесный.

Когда Его Преосвященство вышел из храма, уже начинались сумерки. Последнюю станцию предстояло проехать ночью, но так как все уверяли, что впереди дорога была прекрасная, то все относились к предстоящему ночному путешествию довольно спокойно.

Пробыв несколько минут в доме местного священника, пустились в путь. Времени до поезда было много, а потому ехали не торопясь. Спустившаяся ночь окутала землю непроницаемой тьмой. Ехали с большой осторожностью, ибо впереди, как говорили, предстояла встреча с паровым катком, ходившим по шоссе для его утрамбовки, а этого катка деревенские лошади не могли равнодушно видеть. При встрече с ним они бросаются в сторону, опрокидывают и ломают экипажи. Деревенские лошади вообще ведь пугливы и мало тренированы. В этом и мы, не повстречавшись еще с катком — грозою лошадей, имели несчастие убедиться. Одна из лошадей ехавшего пред нами экипажа с певчими вдруг чего-то испугалась, понесла и заразила своим испугом коренника. Взбесившаяся пара свернула в канаву, экипаж, грохнувшись, разбился. В результате один из седоков получил тяжкие ушибы, остальные отделались более легкими.

После такого неожиданного подтверждения пугливости лошадей, когда затем вдали показались огни ползущего по дороге локомобильного катка, как-то невольно начали все тревожиться и верить в возможность катастрофы. Дали знак машинисту локомобиля остановиться, слезли с экипажа, ямщики повели лошадей под уздцы и... проехали благополучно.

Остальная часть пути до Невьянска прошла спокойно. На вокзал прибыли в 11 часу ночи и, дождавшись поезда, выехали в Екатеринбург, куда и прибыли в 6-м часу утра на следующий день.