Опубликовано
06.10.2019

В. Бенедиктов. Освящение придельного храма во имя св. мучеников Флора и Лавра в Коневском селе (1904)

Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1 февраля 1904 г. № 3. Неофициальный отдел. С. 80–87.
Набор текста: А. Г. Ушенин.

Легко созидаются и богато украшаются храмы Божии там, где есть на то достаточные средства, или где храмы строятся на щедро-отпускаемые деньги из казны, или собираемые с избытком по церквам, градам и весям матушки Руси, — но с большою медленностью и чрезвычайными трудностями строятся и украшаются церкви — исключительно на средства прихожан — в небольших и небогатых сельских приходах. Вот почему, как служители таких церквей, так и прихожане, — испытывают величайшую радость в том случае, когда им удастся, наконец, после долгих лет и трудов, довести дело постройки или ремонта своего храма до конца. Такое именно чувство в настоящее время переживаем мы, по случаю окончания постройки иконостасов в придельных храмах нашей новосозданной Коневской Георгиевской церкви и совершившегося 25 прошлого ноября освящения одного из сих приделов, в честь св. мучеников Флора и Лавра. Мы с удовольствием заносим это важное в нашей приходской жизни событие в приходскую летопись и желали бы поделиться своей радостью и с другими.

Новосозданный обширный храм наш, начатый постройкою почти четверть века тому назад (в 1881 г.), закончен был вчерне лишь в 1897 году, а в 1898 г. он был оштукатурен внутри, постланы полы, сложены печи и вставлены рамы в окна. На устройство иконостасов и приобретение церковной утвари не осталось никаких средств, а между тем старый храм наш, по своей маловместимости и ветхости, был неудобен для богослужений. Ветхие рамы в окнах и двери (южные и северные) не держали тепла в храме, зимою через них надувало снег; пол покосился, а на нем и иконостас стоял непрямо; в иконостасе царские врата, будучи отверсты, стремились тотчас же затвориться, напротив — малые двери сами собою отворялись и без придержки ни те, ни другие на месте не удерживались. Чугунная (коробчатая) печь, подтапливаемая зимою день и ночь для поддержания в храме по крайней мере сносной температуры, отдавала в храм массу пыли и сажи, так что на стенах и потолке нельзя было рассмотреть ни цвета краски, ни изображенных ликов Святых. Легко представить себе, каковы были при этом иконостас и вся церковная утварь! Все требовало ремонта, чистки или замены новым. Положение было таково, что в старом храме почти невозможным становилось совершать богослужения в зимнее время, а в новом не было еще иконостасов. Вследствие сего, в мае месяце 1899 года было возбуждено ходатайство пред Епархиальным Начальством о перенесении из старого ветхого храма иконостаса и всей церковной утвари в новый, каковое ходатайство и было уважено. Указ о разрешении перенесения последовал 17 июня 1899 года, а 18 августа того же года, по благословению Его Преосвященства, Преосвященнейшего Христофора, совершено уже было освящение новосозданного храма во имя св. Великомученика Георгия Победоносца.

Перенесенный иконостас, хотя и поновленный и почищенный, все же явился не соответствующим назначению ни по размерам своим, ни по ценности, а потому мог оставаться здесь только временно, пока не явится возможность построить новый, тем не менее все были рады тому, что Господь сподобил молиться в новом храме, где уже не будет недостатка ни в воздухе, ни в помещении, как было это в старом, не только для сотни молящихся, но и для целой тысячи (храм построен на 1000 чел.). Мы же, в свою очередь, уповали, что с устройством и освящением нового храма, обновится и усердие прихожан к исполнению православно-христианских обязанностей к Богу и храму Его. Надежды наши не были тщетны; православные стали притекать в храм за богослужение с большим усердием, а в зависимости от того и доходы церковные увеличились. В то же время мы, указывая прихожанам на многие и великие приходские нужды, как то: на необходимость сооружения 3-х иконостасов в храме, на внутреннюю и наружную отделку стен его, на сооружение церковной ограды и ремонта кладбищенской, на перестройку и капитальный ремонт церковных домов для причта, а также и школьного здания, в котором рушились потолки и вываливались стены и простенки, расположили прихожан к открытию в приходе церковно-приходского попечительства, для попечения о благоустройстве приходской церкви, церковных и школьных зданий и вообще для благотворительных действий в пределах прихода. Открытие сего Попечительства последовало 1 января 1900 г. Несмотря на краткость времени существования Попечительства (около 4 лет), оно тем не менее имеет за собой не мало заслуг, за которые ему великое русское спасибо. Так, оно за время своего существования израсходовало из своих средств на ремонт церковных домов 514 р. 40 к., на ремонт школьного здания 132 р. 62 к., на сооружение новых иконостасов в приделы храма и на приобретение церковной утвари 1046 р. 25 к. и на выдачу пособий бедным и погорельцам в приходе — деньгами 104 р. 67 к. и хлебом 229 пуд. Заслуги Попечительства заключаются главным образом не в том, разумеется, что оно, так сказать, великодушно пожертвовало такие более или менее солидные суммы на богоугодные дела, а в изыскании и собирании этих сумм среди такого небогатого и сравнительно небольшого населения прихода, как наш Коневский (1260 душ м. п.), ибо для этого требовались со стороны Попечительства, в лице его председателя и членов, немалые труды, энергия и честное отношение к жертвуемой копейке. Благодаря только солидной помощи приходского Попечительства, явилась возможность приступить в прошлом (1903) году к сооружению иконостасов. По рисункам, изготовленным покойным Екатеринбургским иконостасным мастером Ал. Пав. Карасовым и утвержденным Епархиальным Начальством, построены пока два иконостаса в приделы храма Ирбитским иконостасным мастером Ник. Кос. Куклиным. Построены они из соснового дерева и фанированы (оклеены) дубом, а не крашены, и украшены золоченою на полимент резьбою; очень изящны. Иконы в них написаны в Екатеринбургском Ново-Тихвинском женском монастыре, с обычною для художниц сей мастерской правильностью, художественностью, тщательностью и чистотой отделки.

25 ноября совершено было, по благословению Преосвященнейшего Никанора, Епископа Екатеринбургского и Ирбитского, освящение одного из приделов (южного), в честь св. мучеников Флора и Лавра, о. Благочинным 3 округа, Екатеринбургского уезда, Священником Димитрием Диевым, с местным причтом и священно-церковно-служителями окрестных приходов, при многочисленном стечении народа. Во время чина освящения и за литургией пел хор певчих из соседнего Черемисского прихода, под управлением псаломщика той церкви В. Коровина. Должно отдать честь и сказать спасибо сему молодому труженику за труды его по организованию хора из крестьян и крестьянских мальчиков, которые не только не певали, но даже и не слыхали хорового нотного пения, и за хорошую его подготовку. Богослужение было торжественно-уми⟨ли⟩тельное, каковое нашим и окрестным жителям видеть и слышать приходится весьма редко. Совершалось оно предстоящим, о. Благочинным, в сослужении 6-ти священников и 2-х диаконов. За литургиею местным священником произнесено слово (помещается ниже), обращенное к прихожанам о причинах устройства пределов в новом Коневском храме, и о том, как и чем должно возблагодарить Бога за помощь Его, явленную в создании и благоукрашении св. храма, а также жертвователей и всех потрудившихся в этом св. деле. После литургии было совершено молебствие св. мученикам Флору и Лавру, законченное провозглашением многолетий: Государю Императору и всему Царствующему Дому, Святейшему Правительствующему Синоду и Преосвященнейшему Никанору, с Богохранимою паствою, храмоздателям, благотворителям и всем прихожанам св. храма, после чего все молящиеся были приняты ко св. кресту и окроплены освященною водою.

Поучение по случаю освящения придельного храма

Св. Царь и Пророк Давид, по освящении ветхозаветного подвижного храма еврейского — скинии, взывал ко Господу: «освятил есть селение Свое Вышний»! (Пс. 45, 5). Эти же самые слова пророка Божия прилично и нам воскликнуть, ибо благодатью всесвятого всеосвящающего Духа ныне освящен новый храм сей и соделался он селением Святейшего Бога.

С настоящего дня на престоле сем таинственно сидит Царь Славы — Господь Иисус Христос. А потому в радости сердца и воскликнем: «Освятил есть селение свое Вышний»! Хотя освящение храмов Божиих собственно есть дело епископов или архиереев. которые одни имеют власть от апостолов рукополагать и священнослужителей ко храмам, но еще в древние времена, по причине гонений на христиан и частых перемен места для совершения литургии или обедни, когда неудобно было освящать храмы на месте, принято епископами, вместо личного освещения самого храма, совершать священнодействие освящения над шелковым или полотняным платом, называемым антиминсом (что значит — вместо престолие) и посылать его в новый храм для возложения на престол. Вот сегодня и совершено возложение на престол освященного Архипастырем нашим, Епископом Никонором, и данного избранному им лицу, антиминса с изображением на нем лежащего во гробе Иисуса Христа и со вложенною в него частицею мученических Св. мощей. По совершении положенных священнодействий собором священников, во главе с предстоятелем, назначенным Архипастырем нашим, придельный храм сей получил освящение, как бы при личном Архипастырском освящении и стал «селением Вышнего».

Но ведь, есть уже в храме семь «селение Вышнего»! Для чего еще новое для него селение? Для чего вообще бывает в иных храмах несколько престолов или приделов? Что за причина устройства приделов и почему дано им такое название? Название — «придела» — произошло от слова «приделывать» или прибавлять к главному (большому) храму — другие (меньшие) храмы, которые от этого и называются «приделами». Причина же прибавки престолов или приделов в общем следующая. На одном и том же св. престоле не может быть совершено более одной литургии или обедни в день, в означение однажды принесенной за нас на Голгофе величайшей жертвы Иисусом Христом; между тем по разным обстоятельством в многолюдных селениях и городах встречается надобность совершать в один день две литургии или обедни (раннюю и позднюю). Поэтому и вошло в обычай устраивать или приделывать престолы — сначала в правой и левой сторонах главного алтаря, а потом и в других частях храма. Есть в в нашей стороне 5-ти, 6-ти, 7-ми и даже 8-ми престольные храмы.

В частности, устройство приделов в нашем храме вызвано было не нуждою совершения нескольких литургий или обеден в один и тот же день, а другими благочестивыми побуждениями. Предки жителей села издревле особенно чтили святых угодников Божиих: великомученика Георгия, мучеников Флора и Лавра и великомученицу Параскеву, молились им в часовне своей, имея их иконы, приспособленные для ношения во время крестных ходов по стогнам селения, по нивам и лугам. Иконы эти сохранились и до настоящего времени.

Назад тому лет 60 предкам удалось приобрести в соседнем селе небольшой деревянный храм, который они и посвятили ранее ими чтимому св. великомученику Георгию. Впоследствии, когда храм этот стал тесен, у отцов и дедов явилась мысль и желание устроить более обширный храм св. великомученику Георгию с приделами в честь также издревле чтимых св. мучеников Флора и Лавра и св. великомученицы Параскевы, который и строился почти 2 десятилетия.

Из рассказанного мы видим, что построение сего обширного и благолепного храма, с двумя приделами, есть благодарственная жертва жителей веси сей издревле чтимых святым покровителям ее, для принесения в нем сколь возможно частой и даже, если потребно будет, неоднократной в продолжение дня, бескровной жертвы Господу Богу на божественной литургии.

Св. храм, законченный постройкою вчерне, оставался несколько лет неблагоукрашенным внутри, по неимению на то нужных средств, и неосвященным. Все вы, прихожане, с грустью смотрели тогда на него, не зная, откуда взять средства на постройку иконостасов и на церковную утварь, а старики и старушки не чаяли и дожить до того времени, когда будут молиться в новом храме. По мысли настоятеля церкви, с разрешения Епархиального Начальства, в 1899 году перенесен был старый иконостас и вся церковная утварь в новый из упраздненного — за ветхостью и теснотою помещения — старого. Это совершилось 18 августа 1899 года, а приделы остались без иконостасов и без утвари и опять таки не видно было впереди никакой возможности в скором времени украсить их. Но Господь Бог не допустил оставаться «селению своему» неблагоукрашенным. Он, Всеблагий Промыслитель, вложил кружку людей, составлявшему из себя церковно-приходское попечительство и только что открывшему в 1900 году свои благотворительные действия в приходе, мысль посвятить все заботы свои благоустройству нового храма. Попечительство, через своих членов, стало собирать нужные средства на сооружение иконостасов и приобретение необходимой церковной утвари и проч. Потекли пожертвования на святое дело, кусок холста, блюдо масла, яйцо, мера овса или муки какой, копейка, пятачок — все принималось с благодарностью и молитвою за жертвователей, а ныне, менее, чем через 3 года, мы с великою радостью видим придельные храмы украшенными уже ценными иконостасами и св. иконами и прочей церковной утварью, а через год, Бог даст, и в главном храме будет новый иконостас. Вот как Господь устроил для нашего храма все то, что казалось нам невозможным и никогда не исполнимым. Возлюбленные прихожане! Чем же мы возблагодарим Бога за милость его, явленную нам в создании и благоукрашении храма сего? Чем нам поблагодарить жертвователей и всех потрудившихся в сем святом деле?

В благодарность Господу Богу, по слову Царя Давида, принесем мы приятнейшую для него жертву — «дух сокрушенный, сердце сокрушенно и смиренно» (Пс. 50, 19); будем строгими исполнителями заповедей Его, не будем жалеть и скупиться на пожертвования от трудов своих в пользу местного церковно-приходского Попечительства, которое употребляет все собранное им на добрые дела в приходе, именно: на помощь бедным, на благоустройство храма Божия и школ. Жертвователей же и всех потрудившихся в деле построения и украшения храма сего мы вознаградим усердной и всегдашней молитвой за них к Богу, — да продлит Господь во благоденствии и умножить в добром здоровии и душевным спасении драгоценные дни жизни их; усопших же — да помянет Он в царствии Своем небесном и да подаст им всем за жертвы земные — блага небесные и вечные.

Протекут годы, столетия, все забудут жертвователей и создателей храма сего, только не забудет их никогда, до скончания века, одна святая церковь наша. Она во всякое время, когда только будут совершаться во святом храме сем службы, будет молиться и «о блаженных и приснопамятных создателях святого храма сего». Аминь.

Священник В. Бенедиктов.